(† 12.06.816, Рим), св. (пам. зап. 12 июня), папа Римский (с 26 дек. 795). Согласно подробному жизнеописанию в Liber Pontificalis, Л. происходил из Рима. Его родители, Ацуппий и Елизавета (ее имя, редкое для Италии той эпохи, упом. в более поздних источниках), возможно, приехали в Рим из Юж. Италии или с Востока. Не исключено их греч. или даже араб. происхождение, поскольку в Житии прмч. Стефана Нового, составленном в нач. IX в., среди противников прп. Иоанна Дамаскина упоминается иконоборец по прозвищу Ацупий (Vita S. Stephani Iunioris // PG. 100. Col. 1120; см.: Ohnsorge. 1967; Beck. 1969). Родители отдали Л. в Латеранский дворец на воспитание и обучение. Вероятно, при папе Адриане I (772-795) Л. стал субдиаконом, а затем - кардиналом-пресвитером титула св. Сусанны. В Liber Pontificalis приведена стереотипная характеристика Л. (образованный, целомудренный, красноречивый и решительный человек, любил общаться с монахами и со священниками на духовные темы, часто посещал больных и раздавал милостыню), составленная из фраз, к-рые встречаются в жизнеописаниях пап Григория II (715-731) и свт. Захарии (741-752). Л. выполнял обязанности папского вестарария (vestararius), т. е. отвечал за хранение папской ризницы и казны. По этой причине еще до избрания на Папский престол он прославился заботой об украшении римских церквей (базилике ап. Петра подарил золотую кадильницу весом 17 фунтов, в «confessio» (усыпальницу) ап. Петра поместил украшенную драгоценными камнями золотую решетку, 3 серебряные короны, шелковый занавес и проч.; обновил крышу трансепта, отремонтировал крышу ц. св. Анастасии, полностью восстановил ц. св. Сабины и т. д.) и щедрой раздачей милостыни, снискав благосклонность римлян.
После кончины папы Адриана I (25 дек. 795) Л. был единодушно избран его преемником; на следующий день состоялось его епископское рукоположение. В отличие от др. понтификов Л. не был ставленником к.-л. фракции или группировки рим. знати. Он опирался прежде всего на городской клир и папскую курию (согласно Liber Pontificalis, вскоре после интронизации он существенно увеличил выплаты рим. клирикам и, возможно, раздачу денег на большие праздники).
Сразу после возведения на Папский престол Л. сообщил о своем избрании франк. кор. Карлу Великому (768-814, император с 800) (до сер. VIII в. об избрании Римского папы извещали визант. императора или экзарха в Равенне), обещал хранить ему верность и просил монарха о возобновлении дружественных отношений между Римом и франками, которые сложились при предыдущих понтификах. Папские послы привезли Карлу Великому ключ от «confessio» ап. Петра и рим. знамя (vexillum) в знак подтверждения статуса франк. короля, к-рый с 774 г. носил титул патриция римлян - защитника Римской Церкви и города (впосл. подобные дары Карл Великий получил от Иерусалимского патриарха). Л. просил короля направить в Рим своих посланников для приведения рим. народа к присяге.
Карл Великий поручил поехать в Рим Ангильберту, аббату Сен-Рикье, который преподнес папе часть сокровищ, захваченных франками у аваров. Однако в инструкции, данной Ангильберту, король велел ему призвать папу следовать более строгому образу жизни и не допускать симонии. Вероятно, Карлу было известно о к.-л. нарушениях, допущенных Л., но он не решался открыто упрекнуть его, чтобы не испортить отношения с понтификом. В письме Карл Великий подтвердил намерение сохранить союз с папой Римским, обещал защищать Церковь от язычников, а кафолическую веру - от еретиков, призывал понтифика молиться за его воинство. При этом король подчеркивал, что папа Римский должен строго придерживаться христ. догматов и церковных канонов, подавать пример пастве своим образом жизни (возможно, это намек на дошедшие до короля слухи о неподобающем поведении Л.).
В Liber Pontificalis сообщается лишь о неск. ключевых событиях в жизни Л.; большая часть сведений относится к его деятельности по реконструкции и украшению римских церквей. Внешнюю и внутреннюю политику Л. приходится реконструировать по отрывочным сведениям из других источников. В первые годы понтификата Л. занимался проблемами Церкви на Британских о-вах (в частности, вмешался в спор о главенстве между кафедрами Кентербери и Йорка; в 797 отправил паллий Йоркскому еп. Эанбальду II; отлучил от Церкви кор. Эадберта, захватившего власть в Кенте). По просьбе Карла Великого в 798 г. понтифик созвал в Риме синод (в нем участвовали 57 епископов), принявший решения против ереси адопцианства.
Вскоре после восшествия на Папский престол Л. вступил в конфликт с рим. знатью. По-видимому, причины конфликта были политическими или экономическими, т. к. противники Л. не выдвинули своего кандидата на Римскую кафедру. Намеки на заговор рим. знати против папы содержатся в переписке Алкуина с Арноном Зальцбургским, к-рый в 798 г. посетил Рим, чтобы получить паллий. Заговор возглавили видные чиновники папской курии - примицерий нотариев Пасхалий, племянник покойного папы Адриана I, и сацелларий Кампул, к-рые ранее посещали двор Карла Великого в качестве послов (упом. в послании папы Адриана I кор. Карлу Великому от 778 г.- Codex Carolinus. 61 // MGH. Epp. T. 3. P. 589). 25 апр. 799 г. во время процессии (litania maior) в ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-ин-Лючина), когда Л. проезжал близ греч. мон-ря св. Сильвестра (Сан-Сильвестро-ин-Капите), заговорщики напали на него, стащили с коня, попытались выколоть ему глаза и отрезать язык, затем затащили его в монастырский храм и снова пытались изувечить. В Liber Pontificalis умалчивается о том, что в мон-ре св. Сильвестра состоялось низложение Л., обвиненного в лжесвидетельстве, симонии и блуде (Alcuin. Ep. 179 // MGH. Epp. T. 4. P. 297). Ночью понтифика перевезли в греч. мон-рь св. Эразма на Целии, где к нему вернулись зрение и слух (LP. T. 1. P. 4-5). Как долго продолжалось заключение папы, неизвестно. Согласно Liber Pontificalis, камерарий Альбин и другие верные люди помогли ему бежать и найти убежище в базилике ап. Петра. Вскоре представитель Карла Великого Вирунд, аббат Ставло и Мальмеди, и герц. Винигиз доставили Л. в Сполето (с учетом расстояния между Римом и Сполето это могло произойти в мае). Узнав об этих событиях, Карл Великий послал к папе архикапеллана Хильдебольда, архиеп. Кёльнского, и гр. Аскария (Аскерика). Л. решил лично отправиться на переговоры к франк. королю, к-рый находился в Падерборне и готовился к войне с саксами. До Падерборна папа ехал в сопровождении почетного эскорта кор. Италии Пипина. Хотя Л. был оказан торжественный прием (Карл Великий дал понять, что занимает сторону папы и не признаёт низложения), сравнение церемонии с визитом папы Стефана II (III) (752-757) к кор. Пипину Короткому указывает на то, что отношение короля к папской власти изменилось (в частности, он не придерживал уздечку и стремена, когда папа спешивался, и не вручил ему полагавшиеся дары). Л. подарил королю реликвии первомч. Стефана и освятил собор в Падерборне.
Встрече Карла Великого и Л. посвящена анонимная поэма (т. н. Падерборнский (или Ахенский) эпос), к-рую считают 3-й частью пространного сочинения о Карле, написанного в подражание Вергилию (изд.: Karolus Magnus et Leo papa // MGH. Poet. T. 1. P. 366-379). В отношении авторства среди исследователей нет единого мнения (назывались имена Ангильберта, Эйнхарда, Модоина и др.). Более значимым является вопрос о датировке произведения. Если оно написано сразу после встречи и до имп. коронации, то в нем мог найти отражение изначальный замысел Карла; если же спустя какое-то время после коронации, то из его текста, как из произведения придворной культуры, можно понять отношение Карла Великого к новому титулу. Существует гипотеза, что в Падерборне впервые обсуждались детали буд. коронации Карла Великого императором. Однако в эпосе титул императора не встречается; Карл назван августом и триумфатором, новым Давидом, Ахен предстает как «новый Рим».
Архиеп. Арнон Зальцбургский собрал данные, свидетельствовавшие о виновности Л., и переслал их Алкуину, но тот сжег письмо, чтобы не допустить разглашения (Alcuin. Ep. 184 // MGH. Epp. T. 4. P. 309). Этот момент можно считать определяющим для истории взаимоотношений Папского престола с Каролингами. Именно Алкуин, главный советник Карла Великого, подтолкнул его к имп. коронации и выстраиванию новых отношений с папством. Он призвал Карла прервать войну с саксами и вмешаться в рим. дела. Король предложил Алкуину сопровождать Л. в Рим, но он отказался. По словам Алкуина, оппоненты папы требовали от него принести очистительную клятву, отречься и удалиться в мон-рь (Alcuin. Ep. 179 // Ibid. P. 297). Позиция же Алкуина заключалась в том, что никто не имеет права судить папу.
Карл Великий предоставил Л. вооруженную охрану и отправил с ним в Рим доверенных лиц (Хильдебольда, архиеп. Кёльнского, Арнона, архиеп. Зальцбургского, неск. епископов и графов). 29 нояб. 799 г. папу торжественно встретили в Риме. Состоялся суд над заговорщиками, которые не смогли доказать обвинения, выдвинутые против Л., и были отправлены под стражей во франк. владения. Поздней осенью 800 г. в Рим приехал Карл Великий. 24 нояб. состоялась встреча за городскими воротами у 12-милевого камня (прежде такого приема удостаивали только визант. императоров). 1 дек. в базилике ап. Петра состоялось заседание с участием Карла Великого и всех высокопоставленных лиц, на к-рое вновь привезли заговорщиков. Там было принято единодушное решение о том, что никто не может судить папу. Л. предложил очистить себя от обвинений клятвой. Карл Великий подчеркнул, что принесение клятвы не является вынужденным актом, связанным с обвинениями, но совершается папой по доброй воле. 23 дек. Л. принес перед «confessio» ап. Петра клятву на Четвероевангелии, дабы очистить себя от любых подозрений. В тексте клятвы, приведенном в Liber Pontificalis, отмечается, что клятва понтифика не должна была стать прецедентом (в 555 подобную клятву принес папа Пелагий I). В средние века получил широкое распространение текст под названием «Клятва папы Льва», вошедший в «Декреты» Бурхарда Вормсского, Иво Шартрского, Грациана и другие канонические сборники (см. изд.: MGH. Epp. T. 5. P. 63-64; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 226-227; Adelson, Baker. 1952); это сочинение - подделка сер. IX в., составленная на основе подложного «Послания восточным епископам» папы Сикста III, включенного в Лжеисидоровы декреталии (Wallach. 1955). После клятвы Л. бремя доказательства обвинений было окончательно переложено на его противников.
25 дек. 800 г. состоялась имп. коронация Карла Великого. Несмотря на утверждение Эйнхарда, что это событие стало неожиданностью для Карла Великого, к-рый якобы противился коронации и сожалел о случившемся (Einhardi Vita Karoli Magni. 28), обстоятельства церемонии указывают на ее тщательную подготовку. Празднование Рождества Христова было перенесено из базилики Девы Марии (Санта-Мария-Маджоре) в Ватиканскую базилику ап. Петра, чтобы подчеркнуть роль ап. Петра и его преемника-папы в коронации. В предшествующую эпоху церемония коронации на Западе считалась светской. Есть лишь неск. примеров участия в ней Римских пап, самый известный - коронация визант. имп. Юстина I (518-527) папой Иоанном I, прибывшим в К-поль в 526 г. (ранее коронацию Юстина I уже совершил К-польский патриарх). При этом нет сведений о коронации (или повторной коронации) императоров Юстиниана I (527-565) или Юстиниана II (685-695) во время их визитов в Рим.
В Liber Pontificalis утверждается, что Л. лично возложил заранее приготовленную драгоценную корону на Карла Великого, которого затем трижды провозгласили августом и императором римлян. В тот же день состоялось помазание Карла, сына Карла Великого, к-рый сопровождал отца в поездке в Рим. После мессы Карл Великий принес богатые дары в «confessio» ап. Петра. В офиц. Анналах королевства франков говорится, что сразу после возложения короны папа совершил проскинесис перед Карлом Великим, который отказался от титула патриция римлян и был наречен императором и августом.
Исследователи подчеркивают, что Карл Великий и Л. вкладывали разный смысл в имп. титул. Для Карла коронация, вероятно, была легитимацией уже сложившейся политической реальности - Франкской империи с центром в Ахене и рассматривалась им как способ интеграции в свое гос-во саксон. земель и Республики св. Петра (Папского гос-ва), которые невозможно было нивелировать до уровня др. франк. земель (титул императора позволял выстраивать отношения с подобными гос. образованиями иначе, т. к. подчинение императору не принижало их правителей, как подчинение варварскому королю). Кроме того, Карл Великий полагал, что получил имп. достоинство от Бога и от франков, а не от папы и от римлян. Недовольство Карла церемонией коронации, о к-ром сообщает Эйнхард, могло быть данью древнерим. имперской историографии, в к-рой среди черт «хорошего» императора было отсутствие жажды власти и тяготение ее бременем.
После коронации Карл Великий получил право осуществлять правосудие в Риме. Заговорщики против Л. были обвинены в оскорблении величия «по римскому закону» (crimen laesae maiestatis). Неясно, шла ли речь об оскорблении Карла Великого как императора. Во франк. традиции обвинение в оскорблении величия понималось обычно как нарушение клятвы верности королю (Lemosse M. La lèse-majesté dans la monarchie franque // RMAL. 1946. T. 2. P. 5-24). Смертная казнь, полагавшаяся заговорщикам по рим. традиции, была заменена ссылкой якобы по просьбе Л. (Annales Regni Francorum. 801).
Сведений о др. судебных решениях, вынесенных Карлом Великим в Риме, нет; отсутствуют и данные о том, что он в качестве императора взимал налоги в Республике св. Петра или набирал там войско. В дипломе, данном 4 марта 801 г. в связи со спором между Сиеной и Ареццо (городами, находившимися за пределами Папской области), Карл не называл себя императором (MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 264). Имп. титул впервые был использован в грамоте мон-рю Нонантола от 29 мая 801 г., где Карл Великий именуется «августом, коронованным Богом великим миролюбивым императором, правящим Римской империей, и по милости Божией королем франков и лангобардов» (Ibid. P. 265). Слова об управлении Римской империей заимствованы из позднеантичного протокола; Карл Великий вряд ли считал, что он в букв. смысле унаследовал полноту власти древних императоров Рима, и тем более он не претендовал на власть в К-поле.
Для Л. коронация Карла Великого была одним из этапов создания новой империи с центром в Риме, в к-рой будут совместно править папа и император. С момента коронации Л. датировал изданные им документы годом правления Карла, но свое имя ставил перед именем императора. Политические представления папы получили отражение в программе мозаик в триклинии Л. (Aula Leonina) в разрушенном ныне Латеранском дворце (реставрированная в 1625 мозаичная композиция с 1743 находится в апсиде, выходящей на пл. Сан-Джованни-ин-Латерано; известна также по рисункам XVII в.- Rom. Vat. Barber. Lat. 2738. Fol. 104; Ibid. 2733. Fol. 309v; Rom. Angelic. 1564. Fol. 47; Rom. Vat. Lat. 5407. Fol. 97; см.: Herklotz. 1995). В центральной части композиции изображен Христос, посылающий апостолов на проповедь. Слева от апсиды Христос, восседающий на троне, передает коленопреклоненным папе Сильвестру I (?) ключи, а имп. Константину Великому - знамя, увенчанное крестом; справа от апсиды изображен ап. Петр, также восседающий на престоле, который вручает Л. паллий, а Карлу Великому - знамя; ниже помещена надпись: «Блаженный Петр, ты даешь жизнь папе Льву, даешь победу королю Карлу». Вероятно, мозаики были выполнены после возвращения Л. в Рим. Парное изображение Л. и Карла Великого находилось также в ц. Санта-Сусанна: понтифик был представлен с базиликой в руках, король - в короне и с мечом (рисунки XVII в.- Rom. Vat. Lat. 5407. Fol. 74, 96; Rom. Angelic. 1564. Fol. 45; Rom. Vat. Lat. 10545. Fol. 235). По указанию Л. в Риме развернулись строительные работы, подражавшие имп. строительству в К-поле. В частности, в комплексе Латеранского дворца был возведен триклиний (малый тронный зал с 3 апсидами и большой - с 10 апсидами), копировавший т. н. триклиний 19 аккувитов (мест для возлежания за трапезой) Большого дворца в Константинополе.
Коронация Карла Великого и присвоение ему имп. титула привели к обострению отношений с Византийской империей. В Лоршских анналах коронация Карла Великого связывалась с отсутствием легитимного правителя в К-поле из-за узурпации имп. престола Ириной. При этом Карл был заинтересован в признании своего титула византийцами. Согласно Феофану Исповеднику, в 801 или 802 г. в К-поль прибыли послы Л. и Карла Великого с предложением заключить брак между имп. Ириной и Карлом (Theoph. Chron. 6294). В Анналах королевства франков сообщается, что Ирина направила к Карлу для заключения мира посольство во главе со спафарием Львом; в ответ франк. император послал в К-поль еп. Иессея Амьенского и гр. Хельмгауда (Annales Regni Francorum. 802). Однако в 802 г. Ирина была свергнута, поэтому планы Карла Великого потерпели неудачу, а Л., с т. зр. византийцев, оказался союзником варвара-узурпатора. Вероятно, для решения этой проблемы Л. решил снова встретиться с Карлом Великим в праздник Рождества Христова. Посетив Мантую, где в 803 г. была обретена реликвия Крови Христовой, Л. отправился в аббатство св. Маврикия (Сен-Морис), где его ожидал Карл, сын Карла Великого (Annales Regni Francorum. 804). В Реймсе понтифик встретился с императором, затем он проследовал в Кьерзи, Ахен, Зальцбург и Равенну и вернулся в Рим в нач. 805 г.
В 806 г. Л. и Карл Великий совместно решали конфликты в Венеции и в Англии. Патриарх Градо Фортунат II, избранный после убийства патриарха Иоанна I и получивший еще в 803 г. паллий от Л., вступил в конфликт с венецианским дожем и был вынужден бежать под защиту Карла Великого. Император попросил папу перевести Фортуната на вакантную кафедру Полы. Л. согласился, но с условием, что при первой возможности тот вернется на кафедру Градо. В том же году был заключен в тюрьму свергнутый кор. Нортумбрии Эардульф, к-рый находился в союзе как с папой, так и с Карлом Великим. Император и папа отправили посланников в Нортумбрию. По их требованию король был освобожден и отправился сначала к Карлу Великому, а затем в Рим для подтверждения своих прав на корону (Annales Regni Francorum. 808).
Один из немногих случаев, когда Л. отказался поддержать Карла Великого,- спор о Символе веры. В 807 г. в составе посольства от Иерусалимского патриарха в Ахен прибыли аббат и неск. франк. монахов из лат. обители на Елеонской горе (Annales Regni Francorum. 807). Согласно посланию, к-рое эти монахи направили Л., вернувшись в Иерусалим, они по примеру имп. капеллы установили пение Символа веры с Filioque. Об этом стало известно греч. монахам (в частности, Иоанну из лавры Саввы Освященного), которые обвинили франков в ереси. На праздник Рождества Христова в 808 г. в Вифлееме произошли беспорядки и была предпринята попытка изгнать франков из базилики Рождества. На собрании у храма Гроба Господня в Иерусалиме франк. монахи подверглись допросу, на к-ром они заявили, что следуют обычаям Римской Церкви. Об этом монахи сообщили Л., подчеркнув, что Символ веры с Filioque использовался при дворе Карла Великого (MGH. Epp. T. 5. P. 64-65). Из др. письма, отправленного Л. Карлу Великому в 809 г., известно, что понтифик получил послания не только от лат. монахов, но и от Иерусалимского патриарха Фомы, посвященное тому же вопросу (MGH. Epp. T. 5. P. 66-67). Однако подлинность этих посланий была поставлена под сомнение. Оба текста были изданы в 1715 г. Э. Балюзом по единственной рукописи (Berolin. Phillipps. 1664, 1-я пол. XI в.; в наст. время окончание ркп., где находились эти тексты, утрачено). Автором подделки несомненно является Адемар Шабанский, чьи сочинения также находятся в этом кодексе (см.: Callahan. 1992). Однако сам факт конфликта вокруг Символа веры нашел отражение в греч. Житии Михаила Синкелла. В нем утверждается, что Л. обратился к Иерусалимскому патриарху с просьбой помочь ему в борьбе с «нечестивыми» франк. священниками и монахами, к-рые сделали вставку в Символ веры. На Соборе, к-рый созвал патриарх, было решено послать в Рим Михаила Синкелла (Vita Michaelis Syncelli. 6 // The Life of Michael the Synkellos / Ed. M. Cunningham. Belfast, 1991. P. 54-59). Однако его посольство, видимо, не состоялось из-за нового витка иконоборческих споров.
Если даже конфликт первоначально имел место на Востоке, дальнейшее и хорошо задокументированное его развитие происходило на Западе. В 809 г. по повелению Карла Великого в Ахене состоялся Собор, на к-ром ведущие франк. богословы представили доводы в пользу Filioque, собрав множество свидетельств из сочинений св. отцов (Das Konzil von Aachen, 809 / Hrsg. H. Willjung. Hannover, 1998. (MGH. Conc.; T. 2. Suppl. 2)). Ахенский Собор стал логическим продолжением Франкфуртского Собора 794 г. и Собора в Чивидале-дель-Фриули 796/7 г. (т. е. не был просто реакцией на события на Востоке). По итогам Ахенского Собора к папе Римскому была направлена делегация, к-рую возглавляли Бернхард, еп. Вормсский, аббат Корби Адальхард и Иессей, еп. Амьенский. Сохранился документ, зафиксировавший переговоры между посланниками Карла Великого и Л. в нач. 810 г. (Ratio Romana de symbolo fidei // Ibid. P. 287-294). Папа заявил, что не все относящееся к вере следует включать в Символ. Более того, он предложил исключить пение Символа веры из евхаристического богослужения, оставив его только для наставления катехуменов. Для утверждения неизменности этой позиции Л. велел начертать греч. и лат. тексты Никео-Константинопольского Символа веры на 3 серебряных пластинах, 2 из которых поместили у входа в «confessio» ап. Петра, а 3-ю, содержавшую только лат. текст,- возле гробницы ап. Павла в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (LP. T. 2. P. 26; Phot. Ep. 1. 24 // PG. 102. Col. 794; Idem. Mystagogia de Spiritu Sancto. 88 // Ibid. Col. 377).
В средние века как на Западе, так и на Востоке было составлено неск. поддельных Символов веры Л., которые широко использовались в полемике между сторонниками и противниками Filioque (Peri. 1970). В частности, лат. текст «Вера Льва» (Fides Leonis) был заимствован из трактата Алкуина «О вере в святую и нераздельную Троицу» и дополнен все тем же Адемаром Шабанским (см.: Capelle B. La pape Léon III et le «Filioque» // L'Église et les Églises, 1054-1954. Chevetogne, 1954. T. 1. P. 309-322). Текст, известный как греческий Символ веры Л., является версией т. н. Афанасиева Символа веры (Michael Psellus. De omnifaria doctrina / Ed. L. G. Westerink. Nijmegen, 1948. P. 17). Сохранился также подлинный текст, скопированный с доски из базилики ап. Павла (цит.: Petr. Damian. Contra errorem Graecorum. 2 // PL. 145. Col. 635; полный лат. текст: Abaelardus. Sic et Non. 4 // PL. 178. Col. 1357).
В 808-812 гг. Л. принимал участие в решении конфликта в К-польской Церкви. К папе обратился прп. Феодор Студит, к-рый вместе с единомышленниками воспротивился служению в Св. Софии некоего пресв. Иосифа (студиты считали его отлученным от Церкви, а патриарх Никифор I восстановил Иосифа в сане). Прп. Феодор отправил в рим. мон-рь св. Саввы своего посланника Василия, к-рый должен был негласно выяснить позицию папы. После обнадеживающего письма от Василия в Рим был направлен 2-й посланник, Епифаний; ему прп. Феодор поручил вести переговоры с Л. В нач. 809 г. имп. Никифор I выслал студитов из К-поля, и прп. Феодор направил к папе 3-го посланника, некоего Евстафия, а затем повторно Епифания (Theod. Stud. Ep. 33, 34 // Epistulae. 1992. T. 1. P. 91-99). Судя по ответам прп. Феодора, папа интересовался, не был ли тот сторонником к.-л. ереси, и отказался созвать Собор для решения конфликта между студитами и визант. властями. В 811 г. имп. Никифор I погиб, а патриарх Никифор I официально уведомил папу о своем избрании на кафедру; в патриаршем послании содержалось исповедание веры (Theoph. Chron. 6304; Mansi. T. 14. Col. 29-56). Студиты были возвращены из ссылки, а пресв. Иосиф снова отлучен от Церкви. Отсутствие сведений об этих событиях в рим. источниках дает основание считать, что Л. не поддержал прп. Феодора, чтобы не испортить отношения с визант. императором и К-польским патриархом. Однако прп. Феодор не высказывал разочарования позицией папы. Более того, налаживание контактов с Римской курией позволило ему снова апеллировать к Папскому престолу (при папе Пасхалии I) во время обострения иконоборческого кризиса. Для папы сотрудничество со студитами также было выгодно, т. к. прп. Феодор и его монахи снабжали его информацией, которую можно было использовать против К-польского патриарха (Hatlie. 1995).
Л. очень любил богослужение. По свидетельству Валафрида Страбона, полученному от людей, лично знавших понтифика, папа совершал мессу 7 и даже 9 раз в день (Walafrid Strabo. Liber de exordiis. 22). Ему приписывается установление в Риме галликанского обычая рогаций - процессий, к-рые совершались в течение 3 дней до праздника Вознесения Господня (LP. Т. 2. Р. 12; обычай появился в Юж. Галлии ок. 470, утвержден I Аврелианским (Орлеанским) Собором 511 г.).
В годы понтификата Л. по его повелению в Риме был перестроен 21 храм и благоустроены 2 кладбища (катакомбы). Помимо расширения Латеранского дворца и украшения «confessio» ап. Петра Л. велел реконструировать баптистерий папы Дамаса I, перестроил и украсил базилику Св. Креста (Санта-Кроче), восстановил ц. святых Нерея и Ахиллея на Аппиевой дороге. Крупные строительные работы были проведены в комплексе Ватиканской базилики ап. Петра: воздвигнуты купальни для паломников и госпиталь св. Перегрина, восстановлены мон-ри св. Стефана и св. Мартина. Л. планировал построить стену для защиты Ватикана. 30 апр.- 1 мая 801 г. землетрясением была разрушена крыша базилики ап. Павла, к-рую Л. повелел восстановить. Он также распорядился снести ц. св. Сусанны, на месте которой построил значительно больший по размеру храм. Согласно т. н. каталогу дарений 807 г., Л. пожертвовал рим. храмам и мон-рям богослужебную утварь стоимостью, эквивалентной 22 100 фунтам серебра и 1446 фунтам золота (LP. T. 2. P. 18-25). Понтифик также вел строительство в Равенне, где по его указанию была восстановлена базилика св. Аполлинария, в Альбано он перестроил епископский дворец (Ibid. P. 31-32; Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 168).
В 815 г. был раскрыт новый заговор рим. знати против Л.; всех заговорщиков казнили (Astronomus. Vita Hludowici imperatoris. 25; Annales Regni Francorum. 815). Кровавая расправа вызвала негативную реакцию имп. Людовика Благочестивого, к-рый направил в Рим для выяснения обстоятельств дела своего племянника кор. Бернарда. В окрестностях Рима вспыхнул ряд мятежей против Л., папские поместья были разграблены. На подавление беспорядков был направлен Винигиз, герц. Сполето. Вскоре Л. заболел и скончался, был погребен в базилике св. Петра. После 10-дневной вакации Папского престола понтификом был избран диак. Стефан, представитель знатного рим. рода (папа Римский Стефан IV (V)).
При папе Пасхалии II (1099-1118) останки Л. поместили в алтаре, посвященном свт. Льву I Великому. В 1673 г. декретом Конгрегации обрядов поминовение Л. 12 июня было внесено в Римский Мартиролог.
Помимо поэмы «Карл Великий и папа Лев» Л. посвящены 4 панегирика Алкуина и стихотворный пролог к поэтической версии Мученичества апостолов Петра и Павла, сохранившийся в 2 рукописях XI в. (BHL, N 6676; MGH. Poet. T. 6. Fasc. 1. P. 121-133).